Было, не было, жил на свете падишах, и была у него дочь. По всему свету шла молва о ее невиданной красоте и удивительном уме. Была она такая красавица, что если случалось ей вечером выйти во двор без покрывала, то все вокруг освещалось, будто на небе сияли сразу две луны. И была она так умна, что могла разгадать любые загадки и не было для нее тайн во всей вселенной.

Когда исполнилось ей шестнадцать лет, со всего света стали приезжать молодые падишахи свататься к ней. Но она всем отказывала, потому что решила выйти замуж только за такого падишаха, который заботился бы о благе подданных.

И вот сама шахская дочь решила отправиться на поиски жениха. Горько плакал старый отец, провожая дочку в дорогу. Но делать нечего, дал он ей двух богатырей в услужение, и отправилась она искать по свету справедливого правителя.

Во многих странах побывала она, всюду спрашивая, как живется народу, и какой у них падишах, справедливый или нет. И всюду слышала один ответ:

«Да будут они прокляты, и сам падишах и его приближенные. Стоит нам нажить какое-то добро, они набрасываются как шакалы и отбирают последний кусок хлеба. Нет беднякам счастья».

И вот приехала, наконец, красавица в страну падишаха Султан-Хусейна. Стала она со своими богатырями ходить по улицам города, заходить во все дворы.Они останавливались под окнами и слушали, что говорят люди о своем падишахе. И где бы не проходили они, какие бы речи ни слышали, – повсюду люди славили доброго своего падишаха.

«Только при нем мы узнали, что в мире есть справедливость,– говорили люди, – только благодаря его заботам у нас есть все. Мы теперь не знаем, что такое голод».

Удивилась дочь падишаха и подумала: «Сколько я ни повидала стран, везде народ проклинал своих правителей. Что же это за человек Султан-Хусейн, коль никто о нем плохого слова сказать не может?»

И решила дочь падишаха испытать Султан-Хусейна. Отправилась она на край города в безлюдную степь, выбрала там место и приказала богатырям вырыть удобную яму для жилья. К вечеру яма была готова и тогда сказала красавица своим слугам:

«А теперь ступайте в город, отыщите самый бедный дом, где живет одинокая женщина, и потребуйте от нее именем падишаха Султан-Хусейна двух баранов».

Настала ночь, и богатыри отправились в город, чтобы выполнить приказ своей повелительницы. Нашли они самый бедный дом в городе и потребовали у хозяйки именем падишаха Султан-Хусейна двух баранов. Заголосила, запричитала бедная старушка, умоляя не оставлять ее детей голодными. Но слуги шахской дочери были неумолимы. Забрали они баранов и погнали к яме.

А бедная женщина от горя совсем обезумела. Она так громко плакала и убивалась, что ее стоны донеслись до падишахского дворца. Султан-Хусейн тотчас же приказал начальнику ночной стражи – миршабу узнать, почему так плачет старуха и за что она его проклинает.

Пошел миршаб в город, и в какой бы двор не заходил, везде слышал только благодарные речи о падишахе. Вот пришел он к дому старой женщины и услышал, как она плачет, посылая проклятья на голову Султан-Хусейна:

«Покарай его, небо! Надо иметь волчье сердце, чтобы отобрать у бедной старухи последних баранов и обречь ее детей на голодную смерть!»

Очень удивился миршаб словам старухи и спросил ее, в какую сторону увели слуги падишаха ее баранов. Старуха махнула рукой в сторону пустыни.

Миршаб пошел на окраину города и по запаху жареной баранины отыскал яму. Присел миршаб на край ямы и стал ждать.

А в это время богатыри уже приготовили плов и разложили его на три блюда. Шахская дочь спросила:

– На сколько блюд разложили вы мясо?

– На три блюда, – ответили богатыри. – Ведь нас всего трое.

– Нет, нас четверо, – возразила красавица.

– Почему четверо? – удивились богатыри.

– На краю ямы сидит миршаб,начальник ночной стражи падишаха Султан-Хусейна. Приведите-ка его сюда! – приказала она.

Привели богатыри миршаба и поставили перед ним блюдо с пловом. Когда поели, дочь падишаха обратилась к миршабу:

– Если ты действительно начальник ночной стражи, то пробуди меня от сладкого сна трижды за эту ночь.

Повелела она так миршабу и тут же уснула. Настало время будить ее, но сколько миршаб ни старался, что ни делал, она так и не проснулась. Тогда вылез миршаб из ямы, отыскал большую палку и вернулся назад. Ударил он красавицу несколько раз палкой и, наконец, пробудил ее от сладкого сна.

– Не очень-то ты, видать, умен, – насмешливо улыбнулась девушка, – и как только ты служишь начальником ночной стражи у падишаха Султан-Хусейна?

Наутро падишах, так и не дождавшись миршаба, сам отправился в город. Дошел он до дома старухи и услышал плач бедной женщины:

– Падишах Султан-Хусейн совсем меня разорил.

Удивился падишах ее словам и решил посмотреть, что будет дальше. И вот видит он, подходят к ее дому два богатыря и говорят:

– Падишах приказал забрать остальных твоих баранов.

– Видно падишах Султан-Хусейн решил сжить меня со света!– сказала старуха и с плачем отдала последних баранов.

Забрали богатыри баранов и погнали их по дороге, а старуха пробормотала им вслед:

– Пусть отольются падишаху мои слезы, пусть потеряет он свое царство, как я потеряла баранов.

Падишах, между тем, пошел следом за богатырями. Ничего не подозревая, они дошли до ямы и спустились вниз.

Падишах Султан-Хусейн подошел к яме и. сел рядом. Богатыри зарезали баранов и приготовили ужин. Разложили они мясо на.блюда и собрались есть, а красавица тут и говорит:

– Наверху сидит падишах Султан-Хусейн. Подойдите, приведите его.

Привели они падишаха и поставили перед ним блюдо с мясом. Когда все поели, красавица сказала падишаху:

– Если ты и вправду падишах Султан-Хусейн, ночью разбуди меня три раза. А не сумеешь разбудить, я велю снести тебе голову с плеч, – сказала красавица, и уснула сладким сном.

Призадумался падишах, а потом вынул длинную трубку – волшебный чилим (чилим — род растений семейства рогульниковых,то же, что водяной орех), набил ее и зажег. Затянулся падишах, разгорелся чилим, и яма наполнилась дымом.

– Дорогой мой чилим, расскажи мне что-нибудь, – велел падишах.

И чилим начал свой рассказ:

– Жил на свете падишах, и был у него соловей. Как-то взял он соловья, посадил в клетку, вынес в сад и повесил на ветку.

Соловей пел, а падишах наслаждался прекрасным пением. Однажды к клетке подлетели два других соловья, сказали что-то соловью падишаха и улетели прочь. Падишах спросил своего любимца:

– Что это за птицы прилетели к тебе? И что сказали они?

– Один из них – мой брат, – ответил соловей, – а другая птица – моя сестра. А прилетали они известить меня, что наша младшая сестра выходит замуж и должен я быть на ее свадьбе. Я ответил, что без позволения своего повелителя не могу лететь с ними. Падишах разрешил своему любимцу-соловью слетать на свадьбу младшей сестры, но только соловей собрался в дорогу, падишах и спрашивает:

– А что ты принесешь мне из страны соловьев?

– Принесу я тебе из страны соловьев абрикосовую косточку.

В той стране есть абрикосовые деревья, которые вырастают и дают плоды за сорок дней, – ответил соловей падишаху.

Прошло три дня. Соловей вернулся из соловьиной страны и принес падишаху абрикосовую косточку. Падишах приказал садовнику посадить косточку в землю.

Прошло сорок дней, и садовник собрал созревшие абрикосы и поставил блюдо перед шахом. Падишах удивился сказочным плодам, позвал старую собаку и бросил ей один абрикос. Съела собака плод и тут же испустила дух.

Падишах подумал, что соловей хотел его отравить и велел прогнать его прочь.

На другой день мимо сада, где росло сказочное дерево, проходила старуха. Подошла она к дереву, сорвала плод и съела. И не успела она проглотить абрикос, как превратилась в юную красавицу.

Увидел это падишах и очень опечалился, пожалев, что прогнал своего любимца-соловья.

– Так кто же был виноват: соловей или садовник? – спросил чилим Султан-Хусейна.

– Конечно, виноват соловей, – ответил падишах.

– Конечно, виноват садовник, – сердито сказала красавица, пробудившись от сладкого сна.

– О дочь падишаха! Я разбудил тебя ложью, а если бы сказал правду, ты бы не проснулась, – ответил падишах.

Девушка улыбнулась и снова легла спать, наказав:

– Тебе осталось разбудить меня еще два раза.

– Дорогой мой чилим, – опять попросил падишах, – расскажи мне еще что-нибудь.

И чилим снова начал рассказ:

– Жил на свете падишах и была у него красавица дочь. Лицо ее было светлое, как молодой месяц, а длинные косы черны, как темная ночь. Приходили к ней свататься женихи со всего света, но девушка всем ставила одно условие:

«Я выйду замуж за того, кто отыщет и принесет мне самую диковинную вещь на свете».

И вот влюбленные в красавицу три молодца, сыновья падишахов разных стран,пустились искать самую диковинную вещь на свете. Вышли они из дворца и разошлись в разные стороны.

Долго ходили они по белу свету. И вот один из них нашел зеркало, в котором отражался весь мир. Второй царевич добыл ковер-самолет. Третий царевич отправился в страну, что лежит за горой Каф, и отыскал там яблоко жизни. Встретились они после долгих странствий и поведали друг другу о своих приключениях.

А потом один из них сказал:

– А ну-ка, достань свое волшебное зеркало и вели ему показать нам шахскую дочь.

Достал молодец зеркало и все увидели дочь падишаха. Лежала она тяжело больная, при смерти.

– Надо спешить и попытаться спасти дочь падишаха! – воскликнули молодцы.

Второй царевич развернул свой ковер-самолет, сели они втроем на волшебный ковер и через час уже были во дворце, у постели больной дочери падишаха.

– А теперь ты покажи свое умение, – сказали они третьему царевичу.

Тот вынул яблоко жизни, которое добыл за горою Каф, дал откусить от него умирающей дочке падишаха и она сразу поправилась.

– Если б не мое волшебное зеркало, – сказал первый молодец, – вы никогда бы не узнали, что шахская дочь при смерти, и от ваших находок не было бы проку.

– Но не будь моего ковра-самолета, мы не смогли бы за один час одолеть такой путь и застать ее в живых, – сказал второй молодец.

– Но если б не было моего яблока, мы не смогли бы спасти дочь падишаха от верной смерти, и от ваших находок не было бы проку, – сказал третий царевич.

– Скажи, Султан-Хусейн: кому по справедливости должна достаться шахская дочь? – спросил чилим своего повелителя.

– Конечно, она должна достаться тому, кто принес волшебное зеркало, – ответил Султан-Хусейн.

– Ну, и глупый же ты, – сказала красавица, пробудившись от сладкого сна. – Конечно же, она должна стать женою того, кто принес ей яблоко жизни.

– Ты права, – спокойно молвил падишах. – Конечно, она должна стать женою того, кто принес ей яблоко жизни. Но если б я ответил правильно, ты не проснулась бы.

– Пожалуй, ты прав. Теперь тебе осталось разбудить меня еще один раз, – сказала красавица и снова уснула сладким сном.

– Ну, друг чилим, выручай меня еще разок. Расскажи-ка мне что-нибудь интересное про мой город, – попросил падишах.

И чилим в третий раз начал свой рассказ:

– В стародавние времена жили в твоем городе четыре мастера: столяр, ткач, ювелир и учитель. Но в городе не было дерева, чтобы столяр мог мастерить свои изделия. Ткачу тоже не хватало пряжи для полотна, ювелир не мог делать красивые украшения. И учителю некуда было приложить свои знания, потому что не было у него учеников. И вот все четверо решили покинуть свой город.

Выехали они из города и поехали, куда глаза глядят. Ночь застала их в лесу, и решили они заночевать.

– Спать будем по очереди, а один будет сторожить, – решили они.

Ювелир, ткач и учитель легли спать, а столяр остался на страже.

Набрал он дров и разжег костер. Уселся он у костра, и, чтобы не уснуть, взял кусок дерева и стал вырезать из него женскую фигурку.

Окончил он работу, разбудил ювелира, чтобы тот сменил его на посту, а сам лег спать. Увидел ювелир возле костра красивую девушку, прикоснулся к ней и увидел, что она деревянная.

«Видать, столяр ее сделал, – подумал ювелир и стал украшать ее золотыми кольцами, серебряными браслетами да жемчужными ожерельями. Когда окончил он свое дело, разбудил ткача, а сам лег спать.

Подошел ткач к костру, увидел красивую девушку и стал ее обнимать, но поняв, что девушка деревянная, стал наряжать девушку в самые красивые ткани, какие оказались у него в мешке.

Потом разбудил учителя и лег спать. Тот встал, подошел к костру, и увидел деревянную девушку. Всем хороша была девушка: и лицом, и украшениями, и одеждой, да только неживая. Пожалел ее учитель и вдохнул жизнь в красавицу. Отстоял он на страже свое время и лег спать.

Проснулись утром мастера, смотрят, а перед ними живая девушка, и стали спорить, кому на ней жениться. Столяр сказал:

– Ведь это я вытесал ее из простого куска дерева, она должна стать моей женой.

– Зато я украсил ее драгоценностями, – возразил ювелир.

– А я одел ее в самые красивые ткани, девушка должна принадлежать мне, – сказал ткач.

– Но я вдохнул в нее душу и дал ей жизнь, девушка должна принадлежать мне, – сказал учитель.

– Теперь скажи, повелитель, кому по справедливости должна принадлежать девушка? – спросил падишаха чилим.

– Конечно, она должна принадлежать столяру, – ответил падишах.

– Ну, и глупец же, ты! – воскликнула красавица, пробудившись от сладкого сна. – Конечно же, она должна стать женой учителя, потому что это он дал ей жизнь.

– Я согласен с тобой, но если б я ответил правильно, ты не проснулась бы, – сказал падишах.

– Спасибо тебе, Султан-Хусейн, ты не только справедливый, но и мудрый падишах, – сказала красавица. – Я согласна стать твоей женой.

Справили они пышную свадьбу и стали жить-поживать в радости и благоденствии. И страна процветала, и подданные прославляли своего доброго падишаха и его мудрую жену.